среда, 27 января 2016 г.

Кросскультурный менеджмент как средство формирования межкультурной компетенции современных специалистов в области управления и финансов





Межкультурная коммуникация обладает в современном мире высокой степенью актуальности. Это обусловлено особенностями сегодняшнего социума, его открытостью, мобильностью, процессом глобализации, который, наряду с проблемой культурной интеграции, ставит современного человека перед необходимостью диалога, общения с представителями иных культур. Процесс межкультурной коммуникации актуален сегодня как для человека, выезжающего за пределы своей страны и полностью входящего в пространство чужой культуры, так и для людей, на территории собственной страны вынужденных строить процесс общения с представителями иных культур – гостями, мигрантами, иностранными специалистами, клиентами. И знание правил общения с представителями конкретных культур повышает  эффективность данного диалога, а иногда и нивелирует более серьёзные проблемы.
Наиболее актуальна эта тенденция для мира бизнеса, где качество процесса коммуникации, например, с потенциальным партнёром либо клиентом, может привести к заключению успешной и выгодной сделки, а может иметь и противоположный результат. То есть современный специалист в области экономики и управления обязательно должен обладать знаниями и умениями, формирующими его межкультурную компетенцию, которая является неотъемлемым звеном современного профессионального стандарта специалистов в сфере управления и финансов [1, с. 191].
Межкультурная компетенция современного бизнес-лидера обладает рядом значимых отличий от межкультурной компетенции иных специалистов, которые ведут профессиональное общение с представителями других культур. Например, межкультурная компетенция переводчика либо специалиста туристического бюро должна включать в себя детальные сведения о культуре страны или стран, с представителями которых данные специалисты ведут профессиональную деятельность. Для делового лидера детальное знание конкретной иноязычной культуры явится фактором, возможно, в некоторых ситуациях желательным, но не обязательным. Межкультурная компетенция специалиста в области управления включает в себя иные элементы, имеющие более универсальное значение, и определяется эффективностью информационного обмена с представителями иных культур [2, с. 252]. Российский исследователь У.Л. Головлёва рассматривает такие значимые важные компоненты межкультурной компетенции как уважение к иным культурам, эмпатия и навык активного слушания [3, с. 201-203].
Уважение к особенностям чужих культур выражается в желании достичь понимания особенностей чужой культуры, что на практике реализуется в стремлении специалиста перед работой с представителями иной культуры собрать необходимые сведения о значимых спецификациях данной культуры.
Эмпатия как способность к сопереживанию позволяет участникам процесса межкультурной коммуникации избегать категоричности в мышлении и высказываниях, а также в необходимых случаях позитивно интерпретировать категоричные высказывания со стороны коммуникаторов, являющихся носителями иной культуры [3, с. 202-203].
Так как ситуация межкультурного общения не позволяет коммуникаторам уверенно интерпретировать сигналы, которые свидетельствуют об адекватном понимании информации, полученной от собеседника (данные сигналы в разных культурах могут иметь различные формы выражения), то техника активного слушания приобретает очень значимую роль, и выражается в установлении обратной связи с собеседником посредством проговаривания полученной от него информации.
Мы дополнили содержание межкультурной компетенции современного бизнес-лидера компонентом знания типологических характеристик культур [4, с. 316]. Как отмечалось выше, межкультурная компетенция специалиста в области управления не включает в себя детального знания конкретных иноязычных культур, так как менеджер может работать с представителями абсолютно разных культурных моделей. В данных ситуациях специалист может обратиться к типологическим культурным характеристикам, выделив основополагающие особенности нужной культуры, и смоделировав стратегии коммуникации с учётом этих особенностей.
Сформировать межкультурную компетенцию у будущих специалистов в области управления и финансов можно в рамках курса транскультурного (межкультурного) менеджмента. Эффективное обучение транскультурному менеджменту наиболее целесообразно организовать в рамках отдельного академического курса, состоящего из системы лекционных занятий и семинаров. Но формальный академический курс не является единственно возможным средством формирования и развития у студентов межкультурной компетенции. Работа в этом направлении может вестись в рамках организации научно-исследовательской работы студентов. Индивидуальная деятельность обучающихся направляется на выделение и решение на теоретическом уровне различных проблем в области межкультурной коммуникации. Результатом такой работы становятся научные публикации студента-исследователя, выступления автора на различных научно-практических конференциях и иных мероприятиях подобного типа, а также презентации собственных работ на собраниях студенческого научного клуба, либо выступления авторов на академических занятиях перед другими студентами своей группы. Последний вид работы является частью ещё одной формы развития межкультурной компетенции, которая осуществляется в виде интеграции элементов данного обучения в преподавание иных академических предметов, например, предметов лингвистического характера – иностранного языка, делового иностранного языка, иностранного языка в профессиональной сфере. Элементы курса транскультурного менеджмента наиболее органично интегрируются именно в курсы иностранных языков, так как система компетенций, формирующихся у студентов на занятиях иностранными языками, неотъемлемо должна включать в себя и межкультурную компетенцию, в нашем случае, межкультурную компетенцию бизнес-лидера.
Итак, формирование межкультурной компетенции у будущих специалистов в области управления и финансов является значимым звеном их профессиональной подготовки, и может осуществляться в рамках преподавания курса транскультурного менеджмента. Обучение этому курсу может производиться в объёме отдельной академической дисциплины, в форме организации научно-исследовательской работы студентов, либо посредством интеграции элементов данного курса в преподавание иных дисциплин.


Литература
1. Кравченко И. А. Профессиональный стандарт как неотъемлемая составляющая трудового законодательства // Экономика нового времени: теоретические аспекты и практическая реализация. Сборник статей и тезисов докладов XIX Всероссийской научно-практической конференции, 2015. С. 190-193.
2. German, N. F. Communication, Culture and Identity in the Context of Globalisa­tion and Multiculturalism: monograph / N. F. German. – Челябинск : Энциклопедия, 2014. – 300 с.
3. Головлёва Е. Л. Основы межкультурной коммуникации// Ростов-на-Дону «Феникс», 2008. С. 200-204.
4. Гриних Е. В., Письменный Е. В. Современное общество: научный взгляд молодых: сборник статей и тезисов докладов XI международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов // Челябинск: Челябинский филиал Финуниверситета,  2015. – Книга 2. С. 313-316.

Вернуться на главную страницу

1 комментарий:

  1. Casino Games (2021) - DrmCD
    Discover everything you need to 광주 출장안마 know 영천 출장샵 about gambling software provider, including bonuses, codes and more. casino.com logo. 오산 출장샵 New Online 여수 출장마사지 Casinos. No 김제 출장마사지 deposit bonus.

    ОтветитьУдалить